Обучение детей с ограниченными возможностями

Условия для обучения детей с ОВЗ

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утверждённая Президентом РФ 04. 02.2010 года, в которой одной из основных характеристик новой школы провозглашена идея «Новая школа – для всех», обязывает всю систему образования создать условия для практической реализации интегрированного (инклюзивного) образования детей с ограниченными возможностями здоровья, детей – инвалидов.

Как показывает международный и российский опыт внедрения инклюзивного образования детей – инвалидов, его развитие – процесс длительный и сложный, требующий принципиальных изменений в системе общего среднего образования.

В последнее время отмечается, что в силу различных причин все большее число родителей отказывается от обучения своего ребенка с ОВЗ в специальном (коррекционном) ОУ. Это приводит к развитию стихийной практики обучения, данной категории детей в условиях массовой общеобразовательной школы и определяет спрос родителей на совместное обучение с нормально развивающимися сверстниками.

Однако, пытаясь реализовать свое конституционное право на образование, родители и ребенок сталкиваются с большими трудностями, препятствующими их вхождению в образовательную среду. Сегодня далеко не все участники образовательного процесса, среди которых и дети, и родители, и педагоги, готовы принять в свое сообщество ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Эта неготовность имеет психологическую, морально – этическую и материально – техническую основу. При этом и сами родители детей – инвалидов предпочитают инклюзивному образованию обучение на дому, которое не в полной мере способствует получению ребенком качественного образования, а главное, ведет к трудностям его социальной адаптации и интеграции в общество.

Для организации индивидуального обучения на дому необходимы:

  • заявление родителей (законных представителей);
  • акт КЭК;
  • выписка ПМПК (для VII, VIII вида);

Нормативно-правовая база:

  • Постановление Правительства РФ от 18.1996 г. № 861 «Об утверждении Порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях»
  • Письмо Министерства просвещения СССР от 05.1978 № 28-М «Об улучшении организации индивидуального обучения больных детей на дому»;
  • Письмо Министерства народного образования РСФСР от 14.1988 г. № 17-253-6 «Об индивидуальном обучении больных детей на дому»;
  • Письмо ДОН от 18.2004 г. № 05/892 «О дополнительных мерах по соблюдению права на образование детей-инвалидов, детей с отклонениями в развитии»;
  • Письмо ДОН от 18.2006 г. № 02.01/1214 «Об организации индивидуального обучения больных детей на дому»;
  • Письмо ДОН от 30.10.2006 г. № 02.03/1862 «О нарушениях законов, направленных на защиту прав и интересов детей-инвалидов».
  • устав ОУ;
  • положение об обучении и воспитании учащихся на дому;
  • должностные обязанности педагога индивидуального обучения.

основание для организации надомного обучения:

  • заявление родителей (законных представителей);
  • акт КЭК;
  • выписка ПМПК (для VII, VIII вида);
  • приказ МОУ;
  • приказ по школе.

Для организации учебно-воспитательного процесса:

  • Составление учебного плана
  • Расписание занятий (утвержденное, согласованное с родителями)
  • Организация промежуточной и итоговой аттестации
  • Обеспечение учебниками, справочной литературой
  • Контакты классного руководителя и учителей с ребенком и родителями
  • Работа по сохранению и укреплению здоровья ребенка

Методическое сопровождение обучения:

  • Программы
  • Тематическое планирование

Психологическое сопровождение обучения:

  • Консультативная помощь
  • Социальная интеграция ребенка в общество.

В школе дети с ограниченными возможности здоровья не обучаются.