Директор школы Бобер Л.П.
В последнее время появилось много программных документов федерального, регионального, муниципального уровня, направленных на модернизацию образования. В концепции долгосрочного социально экономического развития РФ до 2020 года сформулирована стратегическая цель государственной политики в области образования – повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.
Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Исследования учёных убедительно показали, что возможности людей, которых обычно называют талантливыми, гениальными – не аномалия, а норма. Задача заключается лишь в том, чтобы раскрепостить мышление человека, повысить коэффициент его полезно действия, использовать те богатейшие возможности, которые дала ему природа и о существовании, которых многие подчас не подозревают.
Задачи современной школы – воспитать и вооружить ученика такими знаниями, чтобы он мог занять достойное место в обществе и приносить ему максимальную пользу. Возникает необходимость постоянно совершенствовать структуру учебного процесса, его методы и организационные формы, вносить элементы новизны, во все процессы, идущие в школе.
Перед администрацией школы стала проблема: как повысить конкурентоспособность выпускников нашей сельской школы?
Проанализировав сложившуюся систему в школе выделили:
«минусы»:
- нет управленческого механизма в перестройке работы методической службы;
- недостаточное взаимодействие с местными органами самоуправления и привлечение их к интересам школы;
- нет разнообразия форм дополнительного образования, чтобы удовлетворить интересы каждого;
- недостаточное финансирование дополнительного образования;
- низкая мотивация педагогов к саморазвитию,
- несформированность профессиональной компетентности педагогов;
- нет мотивации у некоторых педагогов к использованию ИКТ для повышения качества образования;
«плюс»
- Школа на 100%укомплектована кадрами;
- 76% педагогов имеют повышенные квалификационные категории;
- 82% педагогов имеют высшее образование;
- школа реализует вторую программу развития;
- ФОТ по смете расходов – 100%
Стала задача:
- определить, что значит для нас понятие «управление»;
- построить целостную систему управления педагогическими кадрами.
Классическое определение понятия «управление» определяет одну из главных его функций как создание условий для осуществления той или иной деятельности. Мы пришли к выводу, что при отсутствии необходимых условий любая наша деятельность будет неэффективной.
Комфортная среда — один из наиболее важных факторов результативности и успешности образовательного процесса в школе. Комфортная среда – это совокупность условий, которые способствуют созданию нормальных взаимоотношений участников образовательного процесса (учителя, ученики, родители), улучшению физического и психического здоровья, положительно действуют на актуализацию творческого потенциала, способствуют вдохновению, созидательной профессиональной деятельности.
Всю управленческую работу разбили на 2 блока:
- Создание комфортной среды
- Создание системы эффективного управления педагогическими кадрами
Создание комфортной среды
В качестве основных характеристик, определяющих наличие комфортной среды, выделили: благоприятный психологический микроклимат в школе, удовлетворенность работой и учебой, стиль общения и взаимоотношений, творческий потенциал коллектива. Санитарно-гигиеническая среда, является важной составляющей комфортной среды.
Для реализации задачи по созданию комфортной среды выделили четыре блока: экономический, психологический, профессионального и материально-технический.
Создание системы эффективного управления педагогическими кадрами
Были сформулированы задачи управленческой деятельности:
- создать эффективный управленческий механизм для перестройки методической службы в инновационный режим;
- осуществить взаимодействие с местными органами самоуправления и привлечь их к интересам школы;
- разнообразить формы дополнительного образования, чтобы удовлетворить интересы каждого;
- обеспечить психологическое сопровождение образовательного процесса;
- повысить мотивацию педагогов к саморазвитию;
- сформировать профессиональные компетентности педагогов;
- изучить опыт инновационной управленческой деятельности;
- создать благоприятный психологический микроклимат в школе;
- улучшить санитарно-гигиеническую среду и материально- техническое обеспечение
Проект управленческой деятельности рассчитан на 3 года (2011-2013)
Критерии эффективности:
- Удовлетворённость педагогов, учащихся, родителей организацией образовательного процесса;
- % готовности педагогов к инновационной деятельности;
- % использования интерактивных технологий;
- уровень стимулирования качества труда педагогов;
- качество знаний учащихся;
- совершенствование материально – технической базы;
- наличие благоприятного психологического микроклимата, удовлетворенность работой и учебой все участников образовательного процесса
Ресурсы:
- Кадровые
- Методические
- Информационные
- Нормативно – правовые
Ожидаемые результаты:
В ходе реализации проекта будет создана комфортная социальная среда, оказывающая положительное воздействие на всех участников образовательного процесса.
Наряду с повышением уровня профессионального мастерства педагогов школы администрация сможет ещё более сплотить свой коллектив и повысить конечный результат работы всей школы. Это, в свою очередь, положительно скажется на уровне знаний и конкурентоспособности выпускника сельской школы.
План мероприятий
задачи | Виды деятельности | Сроки | Результат |
Изучить опыт инновационной управленческой деятельности директору | Курсовая подготовка руководителя школы | Сентябрь 2011 | Повышение профессиональной компетентности |
Проанализировать деятельность, собрать информацию для мониторинга | Анкетирование членов существующей управленческой команды Индивидуальное собеседование с членами управленческой команды | 2011 г. |
Информация о проблемах и возможностях управленческой команды
мониторинг |
Сформировать профессиональные компетентности педагогов |
Педсовет «Пути формирования профессиональной компетентности педагогов»
Курсы повышения квалификации |
2011 г.
2011-2012 гг. |
Повышение профессиональной компетентности педагогов |
Педсовет «Технологии компетентностного образования» | 2012 г. | Повышение профессиональной компетентности педагогов | |
Семинар «Психологическое сопровождение образовательного процесса» | 2012 г. | Повышение профессиональной компетентности педагогов | |
Разнообразить формы дополнительного образования, чтобы удовлетворить интересы каждого | Заключение договоров о сотрудничестве с сельским домом культуры, с ДЮСШ г. Боровска | 2011-2012 гг. | Организация новых форм дополнительного образования |
Обеспечить психологическое сопровождение образовательного процесса |
Ввести в штатное расписание психолога
|
2012 г. | Новое штатное расписание |
Повысить мотивацию педагогов к саморазвитию
|
Семинар «Повышение мотивации педагогов к саморазвитию» | 2013 г. | Повышение профессиональной компетентности педагогов |
Осуществить взаимодействие с местными органами самоуправления и привлечь их к интересам школы
|
Ввести в состав совета школы депутата МО СП с. Ворсино
Создать Совет по координации работы всего социума для реализации программы развития школы «Школа – социокультурный центр села». |
2011 г. | Повышение заинтересованности местной власти в работе школы |
Повысить мотивацию педагогов для повышения качества образования |
Семинар «Использование ИКТ для повышения качества образования» Разработать оптимальные критерии стимулирования работы педагогов
|
2012 г.
2011 г. |
Повышение профессиональной компетентности педагогов
Удовлетворенность стимулирующими выплатами по результатам труда. |
Улучшить материально техническую базу школы | Закупить новое компьютерное оборудование, наглядные пособия, мебель | 2011-2012 гг. | |
Улучшить санитарно- гигиеническую среду | Капитальный ремонт туалетов. Столовой. Холла. Ремонт кабинетов | 2011-2012 гг. | Создание комфортной среды работы. Учебы и отдыха |
Результаты работы.
- Создание комфортной среды:
- проведена аттестация рабочих мест педагогов, учебно-управленческого и обслуживающего персонала;
- во всех кабинетах начальных классов установлены компьютеры с выходом в Интернет и мультимедийные проекторы, приобретены 9 нетбуков, одна интерактивная доска, документ камера, видеокамера. В 7 кабинетах среднего и старшего звена установлены компьютеры. Для учителей, у которых пока нет в классах компьютеров, установлен компьютер с выходом в Интернет в учительской. Таким образом, в школе 3 интерактивные доски, 11 учительских компьютеров (обеспеченность 80%). Количество учеников на один компьютер 5 человек;
- в 2010 году капитально отремонтировали столовую, заменили двери в учебных кабинетах, был полностью переоборудован компьютерный класс.
- в 2011 году заменили полы в кабинетах биологии, русского языка, английского языка, физики, математики, осуществлен ремонт школьной теплицы, капитальный ремонт туалетов на втором этаже;
- в 2012 году капитально отремонтировали туалеты на первом этаже, замели плитку пола в холле и около спортзала, заменили радиаторы отопления на первом этаже;
- за счет спонсорской помощи отремонтировали кабинеты английского языка, географии, ОПК, математики, начальных классов.
- в 2010-2012 гг. заменили всю мебель в классах, столовой, в актовом зале.
- учительская стала уютной и современной.
- в классах и коридорах обустроили фитоуголки.
- в сентябре 2012 года подписан договор с кафедрой педагогики и психологии МГГУ им. М.А. Шолохова (Балабановский филиал) о совместной работе по психологическом сопровождении учащихся и педагогов
- Создание системы эффективного управления педагогическими кадрами:
- для обеспечения государственно-гражданского управления в школе создан Совет школы, в который вошел глава МО СП с. Ворсино Никольской С.Н., а также Координационный совет по реализации программы развития школы как социокультурного центра села;
- за 2011-2012 гг. прошли курсы повышения квалификации 70,6 % педагогов;
- за 2011-2012 год прошли переаттестацию 65 % педагогов;
- разработаны Программы сотрудничества с социальными партнерами по месту жительства: Советом ветеранов, сельской библиотекой, ФАПом, сельским Домом культуры (СДК);
- 75 % педагогов активно используют ИКТ на уроках и во внеурочное время;
- 50% педагогов зарегистрированы на профессиональных сайтах и ведут активную переписку с коллегами.
Создание комфортных условий и эффективной системы управления педагогическими кадрами привело к тому, что:
- Выросла конкурентоспособность образовательного учреждения: отсутствует отток учащихся в другие школы даже повышенного статуса.
- Наблюдается удовлетворенность обучающихся (98%), родителей (96%) и учителей (100%) жизнедеятельностью школы (выявлено на основе наблюдений и анкетирования).
- Выросло количество выпускников, награжденных медалями (за три года – 3 золотых, 4 серебряных).
- Выросло количество педагогов, аттестованных на высшую и первую квалификационную категорию.
- Расширены дополнительные образовательные услуги за счет привлечения новых социальных партнеров.